Электрооборудование на разных стадиях изготовления и эксплуатации должно проходить контроль на соответствие определенным параметрам. Чтобы в этом деле был порядок, были разработаны и постоянно совершенствуются нормы и методики испытаний.
Основных документов два - ПУЭ и ПТЭ ЭП, в частности:
- Нормы Испытаний для новых вводимых в эксплуатацию объектов - для них выделена глава 1.8 ПУЭ
- Нормы Испытаний для уже эксплуатируемых электроустановок - они находятся в приложении 3 (3.0 и 3.1) ПТЭ ЭП
- Глава 3.6 ПТЭ ЭП: Методические указания по испытаниям электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей
Также с испытаниями тесно связаны и другие нормативы:
- Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках
- Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
Большая часть испытаний связана с использованием повышенного напряжения, что требует применения специальных установок и средств защит. Занимаются испытаниями специальные организации, в которых работают специально обученные люди с соответствующими правами доступа. Как правило, эти права имеют пусконаладочные организации и электролаборатории.
Нормы испытаний для вновь вводимого оборудования обычно более жесткие, чем для оборудования, уже побывавшего в эксплуатации. Результаты испытаний фиксируются на бумаге в протоколах, которые обычно составляются в двух экземплярах, один из которых передается владельцу оборудования, а другой хранится в организации, производившей испытания. Сроки хранения протоколов также регламентированы.
Пример. Смонтировали небольшую трансформаторную подстанцию 10/0.4 кВ. На вводе стоит выключатель нагрузки, на выходе небольшое распредустройство с автоматическими выключателями. Для того, чтобы включить подстанцию в работу, нужно провести ряд измерений и испытаний. Во-первых, необходимо испытать высоковольтный кабель. Для этого с помощью испытательной установки на каждую жилу поочередно подается повышенное выпрямленное напряжение. Например, на кабель 10 кВ с бумажной изоляцией нужно подавать 60 кВ выпрямленного напряжения. Причем не резко подавать, а плавно поднимать. И держать по 10 минут на каждой жиле. При этом остальные жилы и оболочка кабеля заземляются.
Чтобы проводить такие испытания, нужно предусмотреть ряд защитных мер. На противоположном конце кабеля должен быть выставлен человек из той же бригады, что проводит измерения. Помимо этого, должны быть соответствующие ограждения и плакаты. На том конце, где проводятся испытания, также все должно быть соответствующим образом ограждено и вывешены плакаты. Более подробно защитные меры расписаны в Правилах по охране труда, п. 39
Все необходимые плакаты и таблички для проведения защитных мер безопасности должны быть в хорошем состоянии и соответствовать стандартам. Заказать вы их можете в фирме Бджола в Киеве.
Кабель под постоянным напряжением заряжается как конденсатор, и по окончании испытания на испытуемой жиле остается смертельно опасное напряжение. Для его снятия кабель нужно разрядить. Если просто жилу закоротить на землю, то можно повредить кабель, а еще при этом будет очень большой хлопок и вспышка, что крайне опасно. Поэтому кабель разряжать нужно через специальную разрядную штангу. Сначала жила разряжается через резистор, а уже потом жила закорачивается на землю напрямую. Понятно, что все эти операции производятся с применением средств безопасности. Разряжать нужно каждую жилу сразу после ее испытания.
Далеко не редки случаи, когда кабель не выдерживает испытаний, тогда его ремонтируют и заново испытывают. Помимо кабеля, есть еще трансформатор, который тоже нужно испытать. В нашем случае высоковольтные испытания самого трансформатора не проводят, разве что испытывают проходные изоляторы и масло. Пробу масла берут в чистую посуду, объем около полулитра, и заливают в специальную фарфоровую чашу. В чашу заведено два электрода, между которыми зазор 2.5 мм. С помощью испытательной установки поднимается напряжение с определенной скоростью, обычно это делается автоматически, и фиксируется напряжение, при котором происходит пробой масла. Делается 6 испытаний, первое из них не учитывается, остальные пять заносятся в протокол. Среднее значение вычисляется и сравнивается с необходимым минимумом. На основании этого делается вывод о пригодности масла.
Далее - нужно произвести замеры изоляции и активного сопротивления самих обмоток. Ну изоляция проверяется мегаомметром, не забыть снять заряд с обмоток. Замеряется R60 и R15 - это нужно для определения коэффициента абсорбции. Все это протоколируется. Далее идет очень ответственная работа - замер сопротивления обмоток. Используется двойной мост и четырехпроводная система измерения. Причем сопротивление обмоток высокой стороны производится для всех пяти положений анцапфы. Отклонения не должны превышать определенных процентов. В противном случае трансформатор включать нельзя, требуется ремонт. А еще надо замерить сопротивление растекания заземлителей, и сопротивление металлосвязи с ним. Определенные измерения нужно сделать и на выключателе нагрузки. Так что не так все просто. |