Недавно мне довелось поработать по автоматизации учета транспорта на парковке. Приезд-отъезд, учет времени и соответствующая времени оплата.
Ключевым элементом парковки является стойка, фиксирующая въезд и выезд автомобиля, сохраняя при этом данные в базе. Парковки бывают разные, с разной степенью автоматизации. В идеале, на въезде автоматически должны фиксироваться время, номер, тип (грузовой/легковой) и фото. И хотя технически это все реализуемо и не требует какого-то уникального или дорогостоящего оборудования, в России таких парковок пока что нет. Пока что наши инженеры научились фиксировать только время въезда/выезда. Были попытки подключать систему распознавания номеров, но пока неудачные.
При внедрении данных устройств возникали неожиданные трудности. В Хабаровске большие неприятности доставляли частые косые дожди, которые заставили нас пересмотреть конструкцию корпусов и защитных кожухов. После того, как систему запустили и она уже несколько месяцев проработала, вдруг "накрылся" жесткий диск со всей информацией. Восстановили конечно, благодаря службе восстановления данных. Конечно же, после этого доработали систему, добавили дублирование.
По оплате - с банковскими терминалами бюрократический геморрой, работать в настоящее время невозможно, а электронные платежи или мобильные банки нашим шоферам не под силу. Поэтому все делается по-старинке. Либо сидит кассир, берет деньги, отсчитывает сдачу, выбивает чек, либо это делает паркомат - но в любом случае расчет только наличными. Разве что абонементы для постоянных клиентов кое-где применяются. Казалось бы, что здесь учитывать? Я очень удивился, увидав базу данных системы автоматизированного контроля одной-единственной парковки. Интересно, насколько усложнится она при дальнейшей автоматизации.
Как же сегодня работают автоматические парковки? Обычно так: подъезжает авто, у въезда справа и слева стоят карточковыдаватели (для авто с разным расположением водительского места), водитель берет карточку, как номерок в гардеробе, и оставляет автомобиль на стоянке. А когда забирает автомобиль, тогда вставляет карту в другую, принимающую стойку. Но перед этим нужно подойти с карточкой к паркомату и оплатить. Между оплатой и выездом может пройти некоторое время. Если же оно будет превышено, шлагбаум не откроется и придется доплатить.
Что мы имеем в результате? Паркомат заменяет кассира, он честный и железный, а значит надежней охраняет деньги. Учет времени ведет электроника, что исключает разного рода приписки и недописки. Недостатки - это стоимость: нужны стойки, паркоматы, надежное компьютерное оборудование, монтаж, настройка и обслуживание. Тем не менее, считается, что у данной техники довольно небольшой срок окупаемости: обычно 1-2 года.
Подобные системы учета применяются не только на автопарковках, они достаточно универсальны. Например, очень популярны сейчас так называемые антикафе - кафе, в котором посетители платят не за количество потребленной пищи, а за время, проведенное там. На входе клиент получает карту (либо разовую, либо карту постоянного клиента), с помощью которой проходит через турникет на входе, а позже - на выходе, таким образом фиксируется время его нахождения в данной зоне и, соответственно этому времени и тарифу, взимается плата. |