Выявление неисправностей трансформаторов и дросселей низкой частоты
Прислано Alipapa July 12 2010 18:35:20

Трансформаторы (см. здесь) и дроссели низкой частоты схожи друг с другом по конструктивному устройству. Оба прибора состоят из сердечника, экрана, обмоток, несущей конструкции и изоляторов. Отличия заключаются только в материалах и характеристиках отдельных составляющих элементов. Поэтому процесс диагностики для них общий, так как совпадают и сами неисправности. Всего для трансформаторов и дросселей выделяю два вида неисправностей - это механически и электрические. К механическим неисправностям относятся механические повреждения, которые легко обнаруживаются обычным осмотром без необходимости испытаний. Примером таких неисправностей являются: видимое повреждение внешней изоляции, протечка масла, разгерметизация защитных баков, почернения, обгорания и обугливания, чрезмерная коррозия, сколы и трещины в элементах конструкции, явное повреждение обмоток и обрыв проводов.

 

Электрические неисправности практически не возможно обнаружить только лишь по внешнему виду. Вы можете заметить только какие-то подсказки в виде характерных признаков и сигналов, но окончательный диагноз придётся ставить только после дополнительного обследования и проверок. К электрически неисправностям принято относить обрыв обмоток, повреждение межвитковой изоляции, местные нагревания, замыкания между обмотками, замыкание между витками, замыкания на корпус или сердечник, пробой межвитковой и внешней изоляции, пробой изоляции между платинами сердечника, уменьшение сопротивления изоляции, короткие замыкания.

Вначале принято проводить проверку на наличие коротких замыканий и обрыва проводников. Для этого пользуются обычным омметром, которым измеряют сопротивление между двумя выводами каждой обмотки. Если показания стремятся к бесконечности - это символизирует об наличии обрыва в обмотке. После чего делают измерение между выводами разных обмоток. В этом случае сопротивление должно стремится к бесконечности, в противном случае Вы можете быть уверены, что обнаружили короткое замыкание между обмотками.

Далее уделяют внимание проверки состояния изоляции как внешней, так и между элементами. Для этого обычно используют механический или электронный мегаомметр. С помощью мегаомметра делают замеры между выводами разных обмоток, между выводами обмоток и корпусом. По установленным нормативам сопротивление на шестидесятой секунде измерения должны быть не менее 10 МОм. В противном случае необходима устранять неполадки, связанные с увлажнённостью или износом внешней изоляции.

Самой сложно проверкой считается проверка на выявление межвитковых замыканий. Нет какой-то единой методики, но существует сразу несколько приёмов, которые применяются в зависимости от наличия технической возможности и специализированных приёмов. Для самого простого способа нам достаточно иметь омметр. С помощью него замеряют сопротивление каждой обмотки и сравнивают с паспортными данными. Его главные недостатки - это низка точность, высокая погрешность, может использоваться только в том случае, если друг на друга замкнулось большое число витков.

 

В профессиональных мастерских катушки трансформаторов проверяют специальным прибором, обычно называемым анализатором короткозамкнутых витков. На производстве, заводах и в трансформаторных станциях, где используются сухие трансформаторы довольно высокой мощности, наличие витковых замыканий может производиться ко коэффициенту трансформации. Коэффициент трансформации называют отношение напряжение на первой катушке к напряжению на второй катушке. Если этот коэффициент отклоняется от нормы, то можно утверждать, что в одной из них есть замкнутые друг на друга витки. В трансформаторах небольшой мощности специалисты предпочитают измерять индуктивность каждой катушки. Но этот способ требует сбора полноценной схемы, а также сопровождается большим объёмам математических расчётов электрических параметров. Одним из внешних признаков замыкания витков друг на друга является чрезмерное нагревание всей или части обмотки по сравнению с номинальными значениями при работе холостого хода, что хорошо видно по термостатам, которые используют , используемых в крупных распределительных подстанциях и электростанциях.

Источник: ЗАО "Энегорегион-М" - ремонт трансформаторов


copyright © 2010