В данной статье речь пойдет о защите асинхронных электродвигателей промышленной частоты напряжением до 1000 В. Традиционная защита осуществляется с помощью тепловых реле, подключаемым к выходу пускателя. Кому-то может показаться это излишним: ведь у автомата, защищающего линию, так же встроено тепловое реле. Но, как показала многолетняя практика, расцепители автомата прекрасно справляются с защитой питающих кабелей, но они слишком медлительны и неточны для защиты обмоток электродвигателей.
Обычно тепловое реле находится в отдельном корпусе и легко присоединяются к контактору с помощью штыревых разъемов или винтовых соединений. Если они монтируются на Din-рейке, то они обычно ставятся рядом и соединяются перемычками. Подробно об устройстве тепловых реле можно почитать в справочнике электрика.
Так же, как и расцепители автоматов, расцепители тепловых реле различаются по своим время-токовым характеристикам, часто называемым "классы отключения" или "классы срабатывания". Только обозначаются они не одной буквой, как автоматы, а числом: 10, 20, 30... Встречаются также их обозначения как 10Е, 20Е, 30Е соответственно. Еще есть класс 10А. Этим числам соответствуют вполне определенные значения времени срабатывания при кратности тока 7.2 Iн: для класса 10А время срабатывания будет находиться в пределах 2-10с, для класса 10(10Е) - 4-10с, для 20(20Е) - 6-20с, для 30(30Е) - 9-30с. Примерные графики зависимости времени срабатывания от кратности тока (для классов 10 и 20) показаны ниже:
Верхняя кривая соответствует срабатыванию из холодного состояния, нижняя - из подогретого, т.е. началу перегрузки предшествовала длительная работа двигателя в режиме номинальной нагрузки. Понятно, что у различных экземпляров тепловых реле эти кривые могут несколько отличаться, но они не должны выходить за пределы, указанные выше. Если сравнить эти кривые с характеристиками срабатывания автоматов, то можно будет заметить, что разница большая, тепловые реле защиты электродвигателей обладают большим быстродействием (или большей чувствительностью - как вам будет угодно). В отличие от автомата, тепловое реле имеет регулятор, которым можно подстроить значение тока срабатывания в определенных пределах. Это связано с тем, что каждый электропривод, каждый электродвигатель имеют свои особенности. |